VK
ENG
пн-пт: 10.00-18.00
VK

Толпа, индивид, «мы». Из книги Е. Бобринской «Душа толпы: Искусство и социальная мифология»

27 декабря 2018

Бобринская Е. А. Душа толпы: Искусство и социальная мифология. — М.: Кучково поле, 2018. — 280 с.: ил.
<...>

Два противоположных чувства сопровождают на рубеже XIX и XX веков выход на сцену культуры масс — ужас и  восторг. В книге «Преступная толпа» Сигеле утверждал: «Толпа индивидов всегда наводит страх; очень редко от нее ждут чего-нибудь хорошего». Другой взгляд на толпы, напротив, превращал их в ту силу, которая несет пробуждение и энергию, с которой связано будущее европейской культуры. Жюль Ромен в стихотворении «Европа» взывал к толпам:

Я вас зову, толпы живые,
Вы все, в которых я сгорал!
Вы все, мгновенные пыланья,
Что летний ветер колебал,
Большие факелы, когда-то
Родить пытавшиеся солнце… 

Этот комплекс ощущений наделяет толпу свойствами своеобразного мифического персонажа и даже парадоксальной «сакральностью». Уже в  XIX  веке феномен современной толпы становится предметом не только исследований, но и мифологизации.

* * *
Формирование мифологии толп пришлось главным образом на последнюю треть XIX столетия, когда появились основополагающие труды новой научной дисциплины, получившей наименование «психология масс». В значительной степени именно научная литература о  психологии толп, пользовавшаяся большой популярностью, генерировала массовую мифологию, конструировала облик одного из главных персонажей в культуре XX столетия — «человека толпы». Психология толп объединяла позитивистскую философию и методологию естественных наук с элементами новых наук о человеке и обществе — психиатрией и психологией (преимущественно с  криминальной психологией), социологией, этнографией и  антропологией. Метафорика и  образная структура психологии масс мерцали между подробными научными описаниями жизни насекомых, химических и механических законов, рефлексологии или физиологии и туманными рассуждениями про психическую энергию, внушение, «психическую заразу», невидимые психические волны и проч. Из этой причудливой смеси ткалась ткань новой мифологии толп. Этот взгляд на толпы, конечно, не был свободен от предрассудков своего времени и не соответствовал критериям научной непредвзятости. Тем не менее идеи и образы, пришедшие из книг социологов и психологов, получили широкое распространение и стали источником многих изобразительных мотивов, метафор и сюжетов и в литературе, и в изобразительном искусстве. Уже во второй половине XIX столетия появляется множество сочинений, посвященных психологии масс. 

* * *
Оптика, которая в культуре позволяет увидеть массы, — оптика индивида. Масса себя не видит, не мыслит, не описывает. Молчание и слепота — свойство масс. То, что может видеть масса, — культ вождей и «звезд». О парадоксальном взаимодействии и  взаимосвязи массы и  вождя (или «звезды») существует обширная литература. С. Московичи предлагает одну из  наиболее распространенных формулировок этой взаимосвязи: вождь дает имя и индивидуальный облик анонимным массам: «В глазах такого раздробленного людского множества индивидов он (вождь. — Е. Б.) является массой, ставшей человеком». Взгляд на массы, который возникает в различных произведениях искусства, — это всегда взгляд индивида, взгляд на противоположное себе, иное по отношению к индивиду. Важно отметить, что конструирование масс и индивида — взаимосвязанные процессы в культуре эпохи модерна. Массы производятся в культуре рубежа веков, так же как производится индивид. В это производство вовлечены самые разные области культурной и социальной деятельности: от школ и музеев до рекламы и прессы; от литературы и кинематографа до живописи; от психологии и психиатрии до спортивных и политических организаций. Созидание, конструирование масс — одна из важнейших забот культуры того времени. Толпа, о которой будет идти речь в этой книге, — это прежде всего определенный культурный конструкт и концепт. Этот концепт не только отражает конкретные реалии, но  также сам служит инструментом конструирования восприятия, сам задает определенные ракурсы и  стереотипные реакции. Именно этот сконструированный в  культуре образ толпы становится основой для «мифического мышления», которое будет проявлять себя в  искусстве модернизма. Различные мифообразы, с помощью которых описывалась и осознавалась новая реальность, которые манифестировали особый дух современности, позволяют увидеть характерные свойства той эпохи и  понять внутреннюю механику изменений, которые происходили в искусстве. Одним из таких мифообразов, бесспорно, была толпа. Этот мифообраз концентрирует в себе ряд смыслов, ряд ключевых проблем, которые находят неожиданное преломление в  самых разных направлениях искусства. Взгляд на  искусство сквозь призму мифологии толпы, сквозь ту  образную и смысловую конструкцию, которая была создана в рамках новой дисциплины  — психологии масс (или толп), позволяет распознать смыслы, которые не  манифестировались прямо. Смыслы, которые возникали на пересечении нескольких культурных полей: социологии, психологии, истории и искусства.

<...>
В новом социуме, пронизанном волнами эфира, потоками энергий и флюидов, происходит нивелирование, стирание личного, уникального и индивидуального. Флюиды и  силы предстают как парадоксальные научно-оккультные механизмы эгалитаризма, выравнивания различий, специфической демократизации. Внутри такого прозрачного социума возникает особая антропология. Новый субъект (подобно человеку толпы) оказывается разомкнут, открыт воздействию внешних сил и не свободен. Толпа выступает одним из основных символов такого проницаемого, пронизанного энергиями и  эманациями социума. Более того, толпа часто оказывается своеобразным «проявителем» свойств нового социума. «Одухотворенная толпа», если использовать терминологию Лебона, концентрирует, аккумулирует в себе свойства нового социума. Она делает их зримыми, доступными для наблюдения. Дает им визуальную форму, определенный образ. Именно поэтому толпа становится столь важным мифологическим медиумом между искусством и новым социумом. С ее помощью оказывается возможно увидеть и распознать новую социальность, новую мифологию социума.


Книга у нас на сайте: 
https://kpole.ru/catalog/kultura-i-iskusstvo-kulturologiya/bobrinskaya-e-dusha-tolpy-iskusstvo-i-sotsialnaya-mifologiya/


Вернуться к списку

Остались вопросы?

Оставьте заявку для консультации с нашим ведущим специалистом!

Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Обратная связь
Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Заявка на возврат
ФИО*
Адрес доставки*
Телефон*
E-mail
Дата покупки*
Выбрать дату в календаре
Номер заказ*
Причина возврата*
Прикрепить заявление*
type="file" />
Прикрепить чек
type="file" />
CAPTCHACode