15 августа 2019
1937. 13 августа. В 17:58 по московскому времени прервалась связь с выполнявшим беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Фэрбанкс, штат Аляска, США самолетом ДБ-А бортовой номер Н-209, пилотируемым экипажем под командованием Героя Советского Союза С. А. Леваневского. Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно.
Один из прославленных учеников инструктора Севастопольской школы морских летчиков С. А. Леваневского, один из первых Героев Советского Союза А. В. Ляпидевский <...> писал о своем инструкторе в школе: «Высокий, голубоглазый, немногословный человек, Сигизмунд Александрович Леваневский пользовался непререкаемым авторитетом… Некоторые ребята пытались подражать ему во всем, даже перенимали походку… <...> Летал он красиво, грамотно, полеты любил до самозабвения. Технику знал досконально и требовал того же от нас. Нам с ним всегда было интересно».
<...>
Известно, что Леваневского, которого многие считают «любимцем Сталина», после неожиданного награждения его звездой Героя (за весьма косвенное, как понимал он сам, участие в спасении челюскинцев), не покидало стремление совершить нечто действительно героическое. Так у него родилась мысль о перелете в США через Северный полюс на самолете АНТ‑25. <...> Экипаж Леваневского, Байдукова и штурмана В. И. Левченко постигла неудача: они вынуждены были повернуть назад из-за дефекта масляной системы самолета АНТ‑25.
<...>
Леваневский после неудачи в перелете в США на одномоторном самолете АНТ‑25 загорелся идеей совершить перелет в США на четырехмоторном самолете ДБ-А. Он, к сожалению, не послушался настойчивых предостережений не только Байдукова, но и других летчиков-испытателей, инженеров, включая конструктора дальнего бомбардировщика ДБ-А В. Ф. Болховитинова. Они определенно указывали Леваневскому на недостаточную надежность выбранного им для второй попытки перелета самолета ДБ-А, не проектировавшегося изначально на особо большую дальность.
<...>
Из воспоминаний Г. Ф. Байдукова:
«Я в этот день летал <...> на большом самолете, и мне поступила радиограмма с сообщением о срочной информации. Я сделал полет короче. Сел быстро и читаю: «У Леваневского то-то и то-то происходит в полете!» А потом наступил долгий перерыв в радиосвязи.
<...>
Что могло случиться? Я считаю, что, возможно, из-за обледенения произошло разрушение самолета. И он упал в такое место, где лед не очень толстый, и утонул».
<...>
Правительство СССР организовало поиски экипажа самолета Н‑209 по всей трассе его полета, как со стороны берегов Аляски и Северной Канады, так и со стороны советского сектора Арктики. За время поисков было совершено два полета до Северного полюса, ряд полетов на продолжении трассы в сторону Америки, полет с Земли Франца-Иосифа к берегам Гренландии (куда дрейф мог отнести остатки самолета) и другие.
Полеты не дали результатов, самолет Н‑209 не был обнаружен.
<...>
В декабре 1938 года, незадолго до своей гибели, Чкалов, беседуя с репортерами «Правды», сказал о Леваневском: «Это был большой летчик. Ему, а не мне принадлежала идея перелета через полюс. Леваневский погиб, не достигнув цели. Его называли в нашей среде неудачником, и он это знал. Сигизмунд действительно был «невезучий». Вот вы часто пишете, что небо покоряется смелым. Я бы еще сказал — упорным и упрямым. Таким был Сигизмунд. Обратите внимание, только смерть могла преградить ему путь к цели. Небо еще долго будет брать с нас высокую цену».
Амирьянц Г. А., Четыре жизни Г. Ф. Байдукова. — М.: Кучково поле, 2019.