Михаил Лермонтов, веяние своего времени, создавал в эпоху 1830-х — начала 1840-х годов, когда литературная среда была пронизана идеями взаимного вдохновения и стилевого заимствования. Степан Шевырев выделял, что произведения Лермонтова отголоски эха то Жуковского, то Пушкина, вкраплениями Бенедиктова или Баратынского, влиянием иностранных поэтов. Отличительная черта Лермонтова — внутренний заимствователь, рецидивист самоцитирования, практикующий «поэтические дубли». Разбираемся, как поэт повторял себя в своих поздних произведениях, отражения мыслей современников об этом явлении и примеры текстов с одинаковыми оборотами.
Поэтический дубль обозначает повторное использование автором собственного материала в разных произведениях — отличие от устойчивых мотивов в творчестве. Лермонтов обращался к своим ранним текстам, разрабатывая знакомые идеи и конструкции, давая новую жизнь одним и тем же персонажам.
Возникновение самоповторений у Лермонтова: Молодой Лермонтов, начавший писать в юности, создал обширный массив неопубликованных работ, к которым возвращался в зрелом возрасте, преобразуя ранние замыслы в более поздние произведения.
Почему появлялись поэтические дубли:
Примеры поэтических дублей в творчестве Лермонтова:
Лермонтовская тенденция к самоповторениям показывает глубину его творческого поиска, стремление к совершенству формы и содержания, а также отражает характерную для эпохи игру с авторскими мотивами и идеями.
Оставьте заявку для консультации с нашим ведущим специалистом!