Многие известные российские писатели XIX и XX веков жили в доходных домах Санкт-Петербурга, которые со временем стали культурными памятниками. После революции часть из них оказалась в коммуналках и писательских кооперативах. Узнайте, где Виссарион Белинский благословил Федора Достоевского на литературный путь, как обитатели Дома искусств обсуждали свои произведения на кухне, и почему символисты собирались в квартире Мережковских на Литейном проспекте.
Здание, расположенное на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки (современный адрес: дом 68), стало важным местом в истории литературы. В начале XIX века купец Федор Лопатин приобрел участок и поручил архитектору Василию Моргану построить здесь доходный дом. Вскоре это место стало популярным среди редакторов, писателей и литературных критиков, что и принесло ему название «Литературный дом».
В 1840-х годах в этом доме жили такие ключевые фигуры русской литературы, как Андрей Краевский (издатель «Литературной газеты»), Иван Панаев (редактор «Современника») и Виссарион Белинский, влиятельный критик того времени. Именно здесь Белинский впервые похвалил Федора Достоевского за его первый роман «Бедные люди», предсказав ему блестящее будущее. Также в этом доме критик основал кружок западников, в который входили Герцен, Огарев и Боткин.
В конце XIX века здесь проживал Федор Тютчев, а Иван Тургенев работал над своими «Записками охотника». В начале XX века в здании находилось издательство газеты «Новая жизнь», под руководством Максима Горького.
В 1919 году, в разгар Гражданской войны, Максим Горький основал Дом искусств в большой квартире купцов Елисеевых на Невском проспекте, 15. Этот дом стал не просто жильем для писателей и художников, а важным центром культурной жизни Петрограда. Здесь жили и творили такие писатели, как Александр Грин, Осип Мандельштам, Николай Гумилев и многие другие.
Дом искусств, который сокращенно называли «диск», стал местом, где проводились литературные встречи, концерты и выставки. Корней Чуковский и Николай Гумилев организовали здесь литературные мастерские, где обучали молодых поэтов и писателей. Однако настоящая жизнь «диска» кипела на кухне, где обитатели дома по вечерам обсуждали свои произведения. В комнате Михаила Слонимского проходили закрытые литературные чтения, которые привели к образованию группы «Серапионовы братья». В нее входили Михаил Зощенко, Лев Лунц и Вениамин Каверин.
Дом искусств просуществовал до 1923 года, а позже был увековечен в романе Ольги Форш «Сумасшедший корабль».
Дом Мурузи (Литейный проспект, 24) был построен в 1874 году по заказу князя Александра Мурузи. Это здание в неомавританском стиле стало домом для многих писателей и поэтов. Здесь Николай Лесков написал свою знаменитую повесть «Левша». В квартире Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус проводились литературные салоны, на которые приходили молодые писатели-символисты. Среди гостей этих собраний были такие фигуры, как Александр Блок и Андрей Белый.
В 1911 году Николай Гумилев открыл в этом доме литературную студию «Цех поэтов», куда часто приходили Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Здесь они читали свои стихи и обсуждали творчество друг друга, закладывая основы акмеизма.
Во времена СССР квартиры в доме были превращены в коммунальные. В одной из таких коммуналок с 1955 по 1972 год жил Иосиф Бродский. Поэт вспоминал это время в своем эссе «Полторы комнаты». Сегодня на месте его квартиры находится мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству Бродского.
Этот дом, расположенный по адресу канал Грибоедова, 9, был достроен в 1934 году для писателей. До этого времени здесь жили музыканты Придворного оркестра, но по инициативе Союза писателей здание было расширено, чтобы обеспечить жильем литераторов. Дом получил прозвище «недоскреб» из-за своих двух новых этажей.
Здесь поселились многие известные писатели, включая Михаила Зощенко и Евгения Шварца. Именно в этой квартире Шварц создал сценарий к фильму «Золушка», а в его небольшой комнате был сделан прообраз королевства из знаменитой фразы: «Королевство маловато, разгуляться негде!». В этом доме также проживал Вениамин Каверин, который работал над своим романом «Два капитана».
Однако в 1934 году после убийства Сергея Кирова в Ленинграде начались репрессии. Многие жители дома оказались под подозрением и были арестованы. Здесь же НКВД обустроил комнаты для допросов. В числе арестованных были Борис Корнилов и Николай Заболоцкий. Эти события омрачили творческую атмосферу дома, который был ранее центром литературной жизни.
Сегодня «недоскреб» на канале Грибоедова по-прежнему заселен, и некоторые квартиры сохранили оригинальные двери и лестницы. Потомки писателей продолжают жить в этом доме, поддерживая связь с его культурным наследием.
Эти литературные дома Петербурга хранят в себе память о великих писателях, которые творили в этих стенах. Прогуливаясь по улицам города, можно ощутить дух ушедшей эпохи и представить, как здесь рождались шедевры русской литературы.
Оставьте заявку для консультации с нашим ведущим специалистом!