VK
ENG
пн-пт: 10.00-18.00
VK

Тайны и загадки Таллинского прорыва // Независимая газета (15.06.2012)

15 июня 2012

Зубков Р.А. Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август–сентябрь 1941 г.). События, оценки, уроки: Военно-исторический труд. – М.: Кучково поле, 2012. – 592 с.

Автор этой книги – Радий Анатольевич Зубков, контр-адмирал. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1944 году служил юнгой-рулевым на сторожевом корабле «Ураган» Северного флота. В 1974–1986 годах был главным штурманом ВМФ СССР, с 1986 по 1991 год – старший преподаватель кафедры «Оперативное искусство ВМФ» Военной академии Генерального штаба ВС СССР. Кандидат военных наук, доцент. Начал работать над книгой в 1998 году.

История Великой Отечественной войны 1941–1945 годов свидетельствует об огромном количестве фактов беспримерного мужества и героизма, о которых зачастую известно мало или неизвестно совсем. В наше время, когда раз за разом за пределами России, да и в нашем отечестве, предпринимаются попытки фальсификации Великой Отечественной, особенно важно знать правду, знать истинное положение дел и содержание событий в назидание потомкам и в целях воспитания молодежи.

Таллинский прорыв, основным содержанием которого была эвакуация из Таллина на кораблях и судах Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) и государственных морских пароходств Балтийского бассейна войск, оборонявших город, и части его гражданского населения, а также вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт корабельного боевого ядра флота с форсированием в ходе прорыва юминдской минно-артиллерийской позиции 225 кораблями и судами, это – событие, не имеющее аналогов во всемирной военно-морской истории. Спасение 16 тыс. человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тыс. спасенных – бессмертный подвиг моряков-балтийцев.

В ходе прорыва КБФ пришлось преодолеть ожесточенное противодействие врага. Но флот, хотя понес при этом большие потери в людях, кораблях и судах, сумел доставить в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 64% людей и 72% кораблей и судов, вышедших из Таллина.

Проведенное контр-адмиралом Зубковым военно-историческое исследование представляет собой глубокий, выполненный на высоком научном, фактологическом уровне труд, который дает возможность наиболее близко к реальности раскрыть ход подготовки и выполнения Таллинского прорыва и очень доказательно оценить его итоги.

ПЛОДЫ 13-ЛЕТНЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Труд состоит из двух частей. Первая часть – описательно-аналитическая в виде 592-страничной книги. Вторая часть – электронное приложение объемом в 1249 страниц, являющееся сборником документов и материалов, послуживших основой для написания первой части труда. 1326 архивных документов и 281 комментарий к ним – бесценное богатство книги.

В первых двух главах книги представлено подробное описание хода боевых действий в Прибалтике и на Балтийском море, начиная с первого дня Великой Отечественной войны. В них дана объективная оценка складывающейся здесь оперативно-стратегической обстановки, потребовавшей проведения Таллинской оборонительной операции.

В третьей главе подробно показаны действия всех руководящих органов и должностных лиц – от Государственного комитета обороны (ГКО) до командиров катеров – по подготовке к прорыву в Кронштадт.

Детально описан прием войск на транспортные средства (ТР) в каждом пункте погрузки и дана таблица числа людей, принятых на каждый транспорт, вспомогательное судно, корабль (всего на 65 единиц), со ссылками на подтверждающие эти цифры документы и материалы.

Произведен расчет общего числа людей, принятых для эвакуации на суда и корабли (всего 32 640 военнослужащих и гражданских лиц), и расчет численности экипажей последних (9352 человека), а также вероятного числа военнослужащих, не сумевших во время прибыть на посадку и по этой причине оставленных в Таллине (1350 человек).

Четвертая глава посвящена выполнению прорыва от момента начала движения конвоя № 1 из Таллинского залива в Кронштадт до момента прибытия гидрографического судна «Гидрограф» в Кронштадт с последними 150 спасенными защитниками Таллина. Начинается она с рассмотрения вопросов принятия решения на прорыв в Кронштадт. Здесь показано, какими сведениями о противнике располагало командование КБФ, почему был избран для прорыва центральный, а не южный или несуществующий «северный» фарватер, показаны состав и походные порядки конвоя и отрядов боевых кораблей, а также проанализирован состав сил их охранения. Таблица расчета движения конвоев и отрядов боевых кораблей в соответствии с первоначальным и вынужденно измененным планами позволяет ясно видеть суть решения командующего КБФ на действия основных сил флота.

В этой главе подробно рассмотрены вопросы противоминной обороны: выполнен расчет требовавшегося количества тральщиков, показана невозможность обозначения кромки протраленной полосы тральными вехами. Вопросы противовоздушной обороны прорыва представлены общим планом действий ВВС КБФ, плановой таблицей истребительного прикрытия, плановой таблицей вылетов на противолодочное охранение конвоев, а также анализом этих планов.

Описание прорыва блокадного барьера, созданного противником для недопущения ухода наших войск и кораблей из Таллина в Кронштадт, спасательных действий в ходе прорыва подкупает своей детальностью и полнотой.

Приводимые автором сведения сопровождаются многочисленными таблицами, характеризующими состав и действия прорывавшихся сил КБФ и противодействующих прорыву сил противника.

Уникальными являются таблицы, демонстрирующие спасательные действия кораблей и судов в ходе прорыва. К ним, в частности, относится «Ведомость спасательных действий», в которой по каждому из 127 участвовавших в спасении людей кораблей и судов указано, с какого корабля или судна сколько людей ими спасены, куда доставлены эти люди и какими документами или материалами это подтверждается.

В пятой главе «Итоги и оценки Таллинского прорыва» автором уточнен масштаб операции. Документально показано и доказано, что прорыв осуществлен не 28–29 августа 1941 года, а 28 августа – 7 сентября, то есть он завершился, когда в Кронштадт с острова Гогланд доставили последних эвакуировавшихся из Таллина людей, когда была выполнена оперативная задача прорыва. Установлено, что в Таллинском прорыве с учетом его временного размаха приняли участие 305 кораблей и судов. Авиационное обеспечение прорыва осуществляли 66 самолетов ВВС флота. В общей сложности в операции приняли участие около 40 тыс. военнослужащих.

Автором документально подсчитано, что из общего количества кораблей и судов, участвовавших в прорыве, 60 погибли, еще два – были захвачены противником. Из Таллина на кораблях и судах вышли 42 тыс., а прибыли в Кронштадт 26,9 тыс. человек, в том числе 11,3 тыс., или 55,%, вышедших из Таллина военнослужащих из состава оборонявших его войск. Погибли в ходе прорыва 15,1 тыс. человек.

Автору удалось не только точно указать численность по отдельности военнослужащих и гражданских лиц, но и показать, что исследователи Таллинского прорыва допускали ошибку, не учитывая в своих расчетах численность экипажей кораблей и судов. Так, например, из 18 233 военнослужащих, доставленных в Кронштадт, 6904 были членами экипажей боевых кораблей и ВСУ, управлений корабельных соединений и комендантских команд ВСУ и ТР.

В этой же главе осуществлен критический разбор посвященных Таллинскому прорыву оценок, ошибок и заблуждений, а иногда – мифов и легенд, вышедших из-под пера ряда участников прорыва. Критике подвергнуты главным образом необъективные оценки, характеристики флотских руководителей, боевых действий КБФ в целом, бездоказательные завышения численности людей, принятых на корабли в Таллине и погибших в ходе прорыва, а также путаница с количеством и наименованиями участвовавших в прорыве и погибших в ходе него кораблей и судов. Показана безосновательность попыток сравнения или противопоставления (причем всегда в невыгодном для КБФ свете) результатов Таллинского прорыва с результатами перехода конвоя PQ-17 (1942), Дюнкеркской эвакуации (1940), Цусимского (1905) и 2-го Роченсальмского (1790) сражений.

АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ

В шестой заключительной главе сделаны основные выводы из исследования Таллинского прорыва.

1. Краснознаменный Балтийский флот, осуществив прорыв из осажденной в глубоком тылу противника главной базы Таллина в тыловую базу Кронштадт через созданную противником юминдско-гогландскую минно-артиллерийско-авиационную блокадную позицию, несмотря на понесенные при этом большие потери в людях и кораблях, выполнил задачу по эвакуации оборонявших Таллин войск и сохранил корабельное боевое ядро флота, сорвав планы врага по их уничтожению.

2. Таллинский прорыв КБФ – одна из крупнейших морских операций советского ВМФ, проведенных в период Великой Отечественной войны. Она была осуществлена в наиболее трудный начальный период войны, в условиях стратегического наступления немецких вооруженных сил и отхода советских войск в глубину страны, к подступам наших главных городов – Москвы и Ленинграда.

3. В ходе оборонительных боев в Эстонии и во время обороны Таллина, при подготовке и проведении Таллинского прорыва проявились существенные недостатки в деятельности командования Северо-Западного направления советско-германского фронта по боевому управлению подчиненным ему КБФ, по организации взаимодействия между КБФ и Северным (Ленинградским) фронтом.

Эта глава заканчивается изложением уроков Таллинского прорыва, спроецированных на проводимые мероприятия по приданию ВМФ как составной части Вооруженных сил России «нового облика». Вот подзаголовки этого параграфа книги: о применении сил ВМФ в составе объединенных стратегических командований, о воссоздании ВМФ, о мобилизационном резерве, о минной войне, о воздушно-космической войне, об оперативной, боевой и мобилизационной подготовке, о приобретении боевого опыта в мирное время.

В послесловии ставится вопрос о необходимости увековечения памяти героев и жертв Таллинского прорыва и рассказывается о том, что делается в этом направлении.

В 12 приложениях приведены систематизированные справочные данные, позволяющие более глубоко разобраться в содержании Таллинского прорыва, а также перечень 318 литературных источников, 28 из которых – на иностранных языках

Труд иллюстрирован тремя картами (в электронном виде), наглядно представляющими картину прорыва, а также 191 фотографией людей, кораблей и судов (советских и противника), памятных сооружений.

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Остались вопросы?

Оставьте заявку для консультации с нашим ведущим специалистом!

Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Обратная связь
Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Купить в 1 клик
Имя
Телефон*
CAPTCHACode
Заявка на возврат
ФИО*
Адрес доставки*
Телефон*
E-mail
Дата покупки*
Выбрать дату в календаре
Номер заказ*
Причина возврата*
Прикрепить заявление*
type="file" />
Прикрепить чек
type="file" />
CAPTCHACode