26 января 2018
«Коллекция МА» — это замечательная серия книг, знакомящая читателя и зрителя с собранием Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, в фондах которого хранится более миллиона уникальных экспонатов. Фотографии, архитектурная графика, обмерные чертежи, гравюры, предметы мебели, модели и макеты публикуются в тематических и авторских подборках в сопровождении текстов хранителей, искусствоведов, историков архитектуры. В серии уже вышли подробные рассказы о творчестве архитекторов Константина Мельникова и Николая Львова, а также о замечательных фотографах, сохранивших нам искусство в камне — Иване Барщевском и Иване Александрове. И вот пятая книга серии, повествующая еще об одном удивительном архитекторе, создавшем неповторимый архитектурный стиль, которым и сегодня восхищаются во всем мире, — Фёдоре Шехтеле.
Это путеводитель по творчеству одного из главных архитекторов русского модерна, имя которого неразрывно связано с Москвой: на его счету особняки Морозовой и Рябушинского, здание Ярославского вокзала и МХТ имени А.П. Чехова. В книге прослеживается путь Шехтеля от пестрого разностилья эпохи символизма к неоготике и, наконец, к прославившему его модерну. Издание, выпущенное совместно с Музеем архитектуры имени Щусева, включило в себя авторскую графику, фотографии, макеты, образцы керамики и майолики. Благодаря такому разномастному материалу Шехтель предстает не только архитектором, но и рисовальщиком, театральным художником и оформителем.
Начав свою деятельность как художник театра, Шехтель оформлял коронационные торжества, аллегорические шествия, народные гуляния, создавал временные павильоны и театральные здания, разрабатывал эскизы декораций, костюмов, печатных приглашений и другой акцидентной печатной продукции. После эклектики 1880-х годов Шехтель в 1890-е обращается к неоготике: строит дом З.Г. и С.Т. Морозовых на Спиридоновке и оформляет интерьеры в городской усадьбе А.В. и С.В. Морозовых в Подсосенском переулке. Тогда же архитектор обращается и к русской теме: оригинальными явлениями здесь становятся деревянные павильоны «Русского отдела» для Международной выставки в Глазго и здание Ярославского вокзала в Москве.
Ключевую роль сыграл Шехтель и в формировании «нового стиля» — особняки А.И. Дерожинской и С.П. Рябушинского являются всемирно известными шедеврами московской школы модерна с новаторскими планировками, роскошными интерьерами, авторской мебелью и светильниками. Свое развитие модерн получает в торгово-промышленных зданиях архитектора: это знаменитый «Боярский двор» и Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон.
«Рациональный модерн» — строгий и лаконичный — показан в банке братьев Рябушинских, типографии «Утро России» и Доме Московского купеческого общества на Лубянке. Дом И.И. Миндовской и собственный особняк на Садовом кольце Шехтель решает в формах популярного в 1910-е годы неоклассического стиля: с портиками, полуколоннами и рельефами. После революции 1917 года Фёдор Шехтель строит только павильон Туркестана для ВСХВ 1923 года, остальные его проекты — Мавзолей В.И. Ленина, памятник 26 бакинским комиссарам, комплекс «ИрТур», Болшевский оптический завод — оказались нереализованными.
Фигура архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859–1926) становится знаковой в истории искусства: на примере эволюции его творчества читатель сможет представить себе основные этапы развития отечественной архитектуры второй половины XIX — начала ХХ века.
Книга подготовлена издательством «Кучково поле», автор-составитель — Людмила Сайгина. Но Сайгину нельзя назвать просто составителем, это настоящий исследователь, создавший фундаментальное исследование творчества Шехтеля, пожалуй, самое полное и точное на сегодняшний день. Сотрудник музея имени Щусева, руководитель сектора научного хранения архитектурно-графических фондов, посвятила изучению истории отечественного зодчества десятки лет. Тем ценнее работа Сайгиной, дополненная великолепными иллюстрациями, авторскими эскизами, архивными фотографиями. Людмила Владимировна — автор монографий о наследии великих архитекторов: Фёдора Шехтеля и его ученика — Ивана Кузнецова, создателя Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря и Медведниковской гимназии.
Но сегодня главный герой изысканий Сайгиной — гениальный самоучка, архитектор-новатор, автор знаменитых сооружений в стиле русского модерна, сценограф, живописец Фёдор Осипович Шехтель. Богатая фантазия и любовь к искусству помогали ему творить сказку, материализуя тем самым основное творческое кредо. Кстати, не только москвичи могут гордиться тем, что в их городе творил Фёдор Шехтель. В числе лучших творений мастера — библиотека и музей Чехова в Таганроге, усадьба купца Локалова в селе Великое, Спасская церковь в византийском стиле в Иваново-Вознесенске (Иванове), деревянная церковь Николая Чудотворца. Из двух с лишним сотен сооружений, созданных по проекту зодчего, сохранилось примерно девяносто. Революция стала для него временем крушения надежд и планов. Фёдор Осипович, лишенный возможности нормально работать, еле сводил концы с концами, оказался в крайне стесненных жилищных условиях. Он вынужден был распродавать имущество, соглашаться на любые
предложения, не соответствующие его уровню. Лишения и утраты подорвали здоровье Шехтеля. В 66 лет он скончался от рака.
Книга Людмилы Сайгиной позволяет проследить все этапы творчества архитектора, получить исчерпывающую информацию о его шедеврах и нереализованных проектах.
Оригинал статьи