VK
ENG
пн-пт: 10.00-18.00
VK

Игра в избу и дома «под камень»: эпоха деревянной архитектуры в Москве // Strelka Magazine (04.02.2016)

4 февраля 2016

Всего в Москве охраняются 150 памятников деревянного зодчества XVIII–XIX веков. Если учесть, что в начале XVII века почти весь город был деревянным, то можно сказать, что современным горожанам почти ничего не осталось от облика дореволюционной столицы. В том числе по этой причине Музей архитектуры и издательство «Кучково поле» выпустили двухтомник «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».

Первый том посвящён экспедициям и исследованиям древнерусского зодчества, музеям под открытым небом, храмовой и народной архитектуре, а во второй вошли статьи о неорусском стиле, клубной архитектуре, дачах советской интеллигенции и современных парковых постройках. Strelka Magazine попросил научных сотрудников Музея архитектуры имени А. В. Щусева Зою Золотницкую и Людмилу Сайгину, специалистов по архитектуре XVIII и рубежа XIX–XX веков, рассказать о десяти деревянных домах в центре города, доживших до 2016 года.

УСАДЬБА ОСТАНКИНО

Адрес: 1-я Останкинская улица, 15 
Годы постройки: 1792–1798 
Архитекторы: Франческо Кампорези, Карл Бланк, Павел Аргунов, Алексей Миронов, Григорий Дикушин и другие


В первом томе книги «Русское деревянное» воспроизведена гравюра начала XVIII века Питера Пикарта «Панорама Москвы», на которой видно, что весь город, кроме Кремля и Китай-города, состоял из деревянных построек. И хотя частые пожары уничтожали городскую застройку, традиция деревянного строительства сохранялась ещё довольно долго.

В России считалось, что деревянные дома комфортнее для жизни, да и построить дом из дерева можно было намного дешевле и быстрее, чем из камня. Готовый сруб можно было приобрести на рынке (ранее такой существовал на месте Трубной площади). Конструкцию можно было на месте разобрать, подогнать под нужный размер, а затем перевезти на место строительства, где плотники за кратчайшие сроки собирали дом.

Во второй половине XVIII века, времени обширного городского усадебного строительства, богатые каменные дома в Москве продолжали соседствовать с деревянными. Но в соответствии с установившимся стилем классицизма деревянным постройкам придавали представительность, имитируя их облик «под камень». Деревянные колонны обшивали тёсом, штукатурили и окрашивали, лепнина отливалась из гипса. В Москве, к счастью, сохранились два знаменитых дворца в Кускове и Останкине, построенные таким же образом. Обе усадьбы принадлежат богатейшему семейству графов Шереметевых, первый строился для парадных приёмов и увеселения гостей летней резиденции, а из второго увлечённый поклонник театрального искусства Николай Петрович Шереметев предполагал сделать дворец искусств. Центральная часть Останкинского дворца с тремя симметричными портиками по главному фасаду действительно выстроена из дерева.

Вряд ли человек незнающий усомнится в том, что это каменное строение. К сожалению, недолговечность деревянных конструкций Останкинского дворца создала чрезвычайно сложные проблемы с его реставрацией. Когда-то реставраторы грустно шутили: «Останкинский дворец держится на обоях».

УСАДЬБА МУРАВЬЁВЫХ-АПОСТОЛОВ

Адрес: ул. Старая Басманная, 23 
Годы строительства: 1790–1804 
Архитектор: неизвестен


Особняк Муравьёвых-Апостолов является редким примером очень благополучной реставрации деревянного дома. Владелец его, видный дипломат Иван Муравьёв-Апостол, в 1804 году перестроил первоначальную одноэтажную небольшую по размерам деревянную постройку на старом каменном подклете (первый нежилой этаж, выполненный из камня. — Прим. ред.). Главный фасад дома с шестиколонным портиком нарядного коринфского ордера на высоком арочном этаже приобрёл торжественный облик. Угол дома, обращённый в переулок, выделен лёгкой купольной полуротондой, первоначально служившей открытой террасой. В соответствии с традициями классицизма, на фасаде размещены крупные лепные барельефы на мифологические сюжеты. Дом оштукатурен «под камень» — нижняя часть фасада рустрирована.

Судьба этого дома в конце прошлого века складывалась довольно печально. Деревянная основа конструкции находилась в плачевном состоянии. В 1990-е годы он был филиалом Исторического музея и в нём размещался Музей декабристов, однако провести дорогостоящую реставрацию в те годы не смогли. И всё было бы очень плохо, если бы в начале 2000-х не нашёлся далёкий потомок Муравьёвых-Апостолов — швейцарский банкир Кристофер Муравьёв-Апостол. Он решил возложить на себя почётную миссию: дал деньги на реставрацию и собрал команду сильных реставраторов и мастеров. Опытная бригада плотников работала с сухим лесом, который привозили из Костромской области, осторожно заменяя сгнившие венцы сруба. Так же тщательно отреставрировали старый сводчатый каменный подклет. Особого внимания заслуживает интерьер: там сохранилась первоначальная планировка и архитектурный декор парадной анфилады, подлинные лепные барельефы над дверьми, старые печи, найдены фрагменты оригинальных обоев. Дом взят в аренду Кристофером, и сейчас здесь расположен Дом-музей Муравьёва-Апостола.

ДОМ СЫТИНА

Адрес: Сытинский переулок, стр. 5 
Год постройки: 1806 
Архитектор: неизвестен


Москва на три четверти сгорела в пожаре в сентябре 1812 года, и первыми пострадали деревянные особняки. Сытинскому особняку в числе немногих повезло, он уцелел и сохранил свой допожарный облик до наших дней. Дом капрала Измайловского полка Андрея Сытина очень небольшой по размерам: «в девять осей» — как тогда говорили. Центр фасада в традициях классицизма выделен четырёхколонным портиком и треугольным фронтоном. Сытинский особняк выполнен из деревянного сруба и обшит тёсом. Здесь нет внешней штукатурки, и дом просто покрашен.

Московские особняки времени классицизма, даже такие небольшие по размерам, имели анфилады высоких парадных залов, как правило, расположенных вдоль главного фасада. При этом жилые помещения устраивали на антресолях, выходящих во двор. Гипсовые барельефы, украшающие фасад, появились уже после пожара 1812 года, они явно тяжеловаты для этого скромного здания. Подобный лепной декор во времена ампира продавался в специальных мастерских.

Вообще сочетание дерева и гипса в московских климатических условиях — очень сложная ситуация для старых деревянных особняков. В 1980-х годах из дома Сытина расселили коммунальные квартиры и здание было отреставрировано. Но сейчас дом снова находится в плачевном состоянии, часть декора утрачена, а помещения арендуются коммерческими компаниями.

ДОМ ШТЕЙНГЕЛЯ (ЛОПАТИНОЙ)

Адрес: Гагаринский переулок, 15 
Год строительства: 1816 
Архитектор: неизвестен


В 1813 году в Москве была организована «Комиссия для строений Москвы» — административное учреждение, образованное для ликвидации последствий пожара 1812 года, которое согласовывало строительство каждого жилого дома. Члены комиссии стремились к тому, чтобы все особняки были выдержаны в едином стиле. На улицу они должны были выходить обязательно своим главным фасадом, чертёж которого в обязательном порядке утверждался. Заранее определялась архитектура фасада, наружный декор и окраска. Ускоряло проектирование и строительство наличие альбомов типовых образцовых проектов, по которым будущий владелец дома мог выбирать подходящий ему вариант. Несмотря на наличие в архитектуре московского ампира повторяющихся классицистических приёмов и деталей, городские особняки того времени отличались разнообразием.

Дом Штейнгеля — один из особняков, сохранивших свою индивидуальность. Центр композиции деревянного дома с антресолями подчёркнут ступенчатым аттиком и четырёхколонным портиком, колонны которого соединены чисто московским приёмом — арками с расположенными внутри барельефами грифонов.

Построил его в 1816 году и жил там до 1825 года Владимир Иванович Штейнгель — участник войны 1812 года, полковник, а также масон, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся масонские росписи в доме. Он был причастен к декабристскому движению, был сослан и в этот дом уже не вернулся.

В 1830-е годы там жил дядя Ивана Сергеевича Тургенева, затем внук полководца Суворова — видный общественный деятель Александр Суворов, а в 1860-е туда переехала семья философа и психолога Льва Михайловича Лопатина. Это было довольно известное в Москве семейство, в гостях у которого на «лопатинских средах» бывали Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Салтыков-Щедрин, Писемский, Фет. В советское время в одной из комнат особняка жил известный московский библиофил, знаток русской генеалогии, коллекционер Юрий Борисович Шмаров. Кстати, в здании до сих пор сохранились подлинный камин времён Штейнгеля и потайная зеркальная дверь, которая ранее как будто бы вела в подземный ход, выходящий в особняк на противоположной стороне улицы.

В настоящее время дом отреставрирован, в нём размещается отделение архитектуры Российской академии художеств.

ДОМ ПАЛИБИНА

Адрес: ул. Бурденко, 23 
Год строительства: 1818, перестройка 1847 
Архитектор: неизвестен



Этот особняк принадлежал коллежскому советнику, директору чертёжной в Межевой канцелярии Палибину и был выстроен уже в послепожарное время на погорелом месте. Если дом Штейнгеля оштукатурен под камень, то этот просто сохранил покраску по обшивке тёсом. Хотя домик размером всего в пять окошек, архитекторы потрудились над его декором: за счёт ризалитов (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. — Прим. ред.) удалось сделать фасад пластически более выразительным. Он щедро украшен меандром (тип орнамента. — Прим. ред.) и лепниной, среди которой изображения Медузы Горгоны, крылатых коней, горящих факелов.

Особняк Палибина всегда приводят в пример «дома с мезонином» — надстройкой, полуэтажом, который украшен полукруглым окном и декоративной лепниной. Этот особняк попал в советское время в правильные руки: здесь располагался один из отделов научно-реставрационной мастерской. Поэтому дом так хорошо исследован и отреставрирован. Кроме того что сохранена первоначальная архитектура фасада, в восстановленных камерных интерьерах дома найдены и сохранены редчайшие фрагменты подлинных ампирных обоев с ручной росписью.

МУЗЕЙ ВАСИЛИЯ ЛЬВОВИЧА ПУШКИНА

Адрес: ул. Старая Басманная, 36г 
Год строительства: 1819 
Архитектор: неизвестен


В этом доме с 1822 по 1830 год жил родной дядя поэта — Василий Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, автор первых манифестов карамзинской школы, староста общества «Арзамас». А построила его в 1819 году Пелагея Васильевна Кетчер — жена обрусевшего шведа, владельца завода хирургических инструментов Христофора Яковлевича Кетчера. Деревянный на каменном фундаменте дом был построен по одному из «образцовых фасадов». Он имел один этаж и антресоли. Вход располагался со стороны двора, и там же к зданию прилегал участок с садом и надворными постройками.

В советское время дом несколько раз ремонтировали. После недавней тщательной реставрации дому возвращён его прежний облик. Сейчас в нём расположен Дом-музей В. Л. Пушкина, являющийся филиалом Государственного музея А. С. Пушкина.

ДОМ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА

Адрес: ул. Остоженка, 37
Год строительства: 1819
Архитектор: неизвестен


В 1840–1850-х годах в этом доме жила мать Ивана Тургенева и произошли события, которые легли в основу повести «Муму». Типичный для послепожарной застройки небольшой одноэтажный особняк был построен в 1819 году в ампирном стиле — с шестиколонным портиком, антресолями и семью окнами по фасаду. Характерная для архитектуры классицизма деталь — сдвоенные колонны по бокам портика.

После революции 1917 года дом был «уплотнён», для обустройства коммунальных квартир в нём была произведена перепланировка, но уже в 1976 году коммуналки были расселены, а дом после ремонта был передан спортивной организации. В 2015 году в доме началась реставрация. После окончания работ его обещают снова сделать домом-музеем Тургенева, облагородить территорию вокруг и открыть для всех посетителей комнату, в которой жил писатель.

ПОГОДИНСКАЯ ИЗБА

Адрес: ул. Погодинская, 12а 
Год постройки: 1856 
Архитектор: Николай Никитин


Николай Никитин — представитель Московской архитектурной школы второй половины XIX века. Он относится к числу последовательных поборников национального стиля в архитектуре времени эклектики (историзма), пришедшего на смену классицизму.

В основе творческого метода архитекторов этого периода — стилизаторство, явление, характерное не только для России, но и для Европы ХIХ века.

Никитин наряду с историком-славянофилом Михаилом Петровичем Погодиным делит заслугу распространения русского стиля на гражданскую архитектуру, который до этого применялся лишь по отношению к церковным постройкам. «Погодинская изба» явилась первым опытом сооружения жилого дома в русском стиле. Небольшое бревенчатое двухэтажное здание — изящное подражание деревенской архитектуре, именно из неё заимствованы нарядные ставни, резные «полотенца» под выступающими скатами крыши и другие декоративные детали. Но традиционная изба здесь выступает в несвойственной ей функции, это скорее игра в избу: она предназначалась для размещения в ней кабинета учёного, где он встречался с известными литераторами, историками и другими общественными деятелями. В конце 1970-х — 1980-х годах избу занимал общественный музей «Слово о полку Игореве» под руководством Игоря Кобзева. Сегодня внутри помещается офис строительной фирмы.

ДОМ ПОРОХОВЩИКОВА

Адрес: Староконюшенный переулок, 36 
Год постройки: 1872 
Архитектор: Андрей Гун, резчик по дереву Иван Колпаков


Дом предпринимателя Александра Пороховщикова уникален для Москвы как один из немногих сохранившихся деревянных особняков последней трети XIX века. Проект этого дома был премирован на Всемирной выставке 1873 года в Вене как наиболее удачный пример синтетического использования форм национальной архитектуры.

Несмотря на классическую симметрию фасадной композиции, архитектурные и декоративные формы дома, сложенного из брёвен, нарочито преувеличены, при этом узорные наличники, карнизы и подзоры сделаны по мотивам народных вышивок.

Пороховщиков был дворянином, но занимался промышленно-предпринимательской деятельностью, пытался строить доходные дома, привёз из Австрии архитектора Августа Вебера, который построил славянский базар на Никольской улице с известным залом в русском стиле. При Лужкове дом в Староконюшенном переулке удалось вернуть частному владельцу — редкий случай.

ДОМ-МУЗЕЙ ВАСНЕЦОВА

Адрес: пер. Васнецова, 13 
Год постройки: 1893 
Архитекторы: Василий Башкиров, Виктор Васнецов


Дом художника, в котором он прожил с 1894 по 1926 год, так же, как и построенная при его участии церковь и деревянные избушки в подмосковной усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево, являются предшественниками неорусского стиля начала ХХ века. Васнецов и работавшие рядом с ним художники обратили внимание не на детали национальной архитектуры XVII века, а на образное содержание древней архитектуры Новгорода и Пскова, что стало очевидным новаторством. Нарочитая трансформация архитектурных форм и их свободная трактовка вызывали образные ассоциации, обращённые к древним прототипам, придавая современным произведениям эпическое, сказочное звучание.

Этот метод образных аналогий последовательно прослеживается в проекте собственного дома художника. Поскольку выстроить деревянный дом на приобретённом Васнецовым участке помешали противопожарные требования того времени, он, используя существовавшее каменное строение и перестроив его, вносит новый акцент в образное решение жилого дома, увенчав его деревянной башней, завершённой традиционной «бочкой» (элемент церковной архитектуры). Башня приобретает черты «светёлки» в древнерусском тереме, хотя использовалась как мастерская художника. Васнецов создал и внутреннее убранство этого помещения, интерпретировав основательно все предметы мебели из дерева, воплотив идею создания художественно осмысленной стильной внутренней среды. Ей была свойственна театрализация, насыщенная полихромия, аппликативность деталей, то есть черты нового стиля. В 1953 году в доме был открыт музей, в котором сохраняется и мастерская художника.

Презентация книги «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» пройдет в Музее архитектуры им. Щусева 4 февраля в 18:30.

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Обратная связь
Имя
Телефон*
Заявка на возврат
ФИО*
Адрес доставки*
Телефон*
E-mail
Дата покупки*
Выбрать дату в календаре
Номер заказ*
Причина возврата*
Прикрепить заявление*
Прикрепить чек