ENG

СМИ о нас

«Профиль» Тимура Бекмамбетова: Не ходите, девушки, в Сирию гулять // Кинопоиск (18.02.2018)

18 Февраля 2018

Новая лента Тимура Бекмамбетова снята за девять дней, большую часть которых актеры сидели перед экранами ноутбуков или снимали себя на телефон. Все дело в том, что действие картины, как и в случае с «Убрать из друзей», происходит целиком на рабочем столе компьютера — в данном случае британской журналистки Эми Уиттакер. Эми (Валин Кэйн) около 30 лет, она не очень дружит с дедлайнами и своевременной оплатой аренды. Когда главный редактор безымянного телеканала в очередной раз требует от нее сдать материал, Эми как раз регистрирует в Facebook фейковый аккаунт Мелоди Нельсон, недавно принявшей ислам. На расследование Эми вдохновляет история британской школьницы Тэйлор. Та уехала в Сирию, а при попытке сбежать (вместо обещанных золотых гор и любящего мужа девушке предложили роль секс-рабыни) ее жестоко убили.

Эми-Мелоди добавляет в друзья британских девушек, которые приняли ислам, лайкает посты с публичными казнями неверных. Пара кликов — и ей уже пишет опытный вербовщик Абу Билель (очаровательный и по-настоящему убедительный, в отличие от Кэйн, Шазад Латиф). Придумав за пять минут вымышленную биографию, быстренько погуглив, как носить хиджаб, и сделав с помощью YouTube-туториала молодящий макияж, отважная журналистка созванивается в скайпе с Билелем, утверждая, что ей 19, она недавно приняла ислам и хочет узнать, как же ей уехать в Сирию. Главный редактор в восторге и уже обещает взять Эми в штат. Правда, историю нужно сдать поскорее. Горячая же тема, поэтому вот тебе, Эми, три недели на общение с террористом.

Погрузившись с головой в общение с Билелем (у того, что удивительно, приличный интернет даже во время военных операций где-то посреди пустыни), Эми теряет связь с реальностью: на жениха, с которым собиралась съехаться, теперь нет времени; любимую собаку надо куда-то пристроить (собаки — харам, то есть запрещены исламом, а Билель все видит и слышит), а Билель тем временем уже зовет замуж, рассказывает трогательную историю об умершей маме, с которой не успел попрощаться, и вообще кажется таким чутким и понимающим. Он и сам британец пакистанского происхождения, которого замучили ксенофобия и лицемерие Запада. А еще он присылает гифки с котятами. В общем, во всех отношениях положительный человек.

«Профиль»

Оказывается, сыграть свадьбу можно тоже по скайпу, и спустя пару недель Эми уже мчит в Амстердам, чтобы оттуда двинуться в Турцию и к виртуальному мужу в Сирию — жить в огромном доме (Билель его показывал по скайпу), рожать детей (окошко браузера с рекламой центра заморозки яйцеклеток как бы намекает, что часики тикают, а британский жених, видимо, к потомству пока не готов) и жить счастливой жизнью жены террориста.

«Профиль» — это прежде всего убедительное доказательство того, что формат screen life, уже опробованный Бекмамбетовым в нескольких проектах (одним из последних стал с успехом показанный на фестивале «Сандэнс» триллер «Поиск»), при правильно выбранной истории удачно работает. Такие фильмы не только дешевле в производстве, ведь для них не нужны павильоны, массовка, освещение, большая съемочная группа и еще тонна мелочей, которые необходимы традиционному кино. Они еще и действительно обеспечивают зрителю максимальное погружение в мир героя. Экран монитора со всеми его приложениями, которыми мы пользуемся каждый день, легко присвоить, принять за свой.

Актерам тоже хорошо: они не теряют лишнего времени на площадке, ожидая съемки очередной сцены, и могут сосредоточиться на персонаже. Запись же разговора по скайпу в режиме реального времени («Профиль» так и снимали — Кэйн находилась в Лондоне, Латиф звонил ей с локации на Кипре) позволяет играть непрерывно, как в театре, при этом реагируя, как в реальной жизни, на помехи звука и изображения, например. Тимур Бекмамбетов рассказал на пресс-конференции в Берлине, что одну из финальных сцен фильма планировали снять традиционным способом, с помощью обычных камер и киносвета. «Я просто не смог так снимать. Это же так скучно!» — говорит режиссер. Сцену в итоге из финальной версии фильма вырезали.

Смотреть «Профиль» нескучно, местами забавно, хотя создатели, кажется, это не вкладывали (чего стоит только спонтанное желание Эми-Мелоди получить в качестве свадебного подарка «Калашников» или мелодраматические сцены, в которых вдруг появляются отзвуки то ли «Мам», то ли «Елок»), однако чаще всего испытываешь неловкость. Авторы явно решили, что, если показать работу журналистов близко к реальности, зрители уснут.

Все дело в том, что «Профиль» основан на реальных событиях и книге французской журналистки Анны Эрель (это вымышленное имя, свое настоящее имя девушка вынуждена скрывать из-за угроз), на которую Бекмамбетов и сопродюсер фильма Ольга Харина приобрели права. Эрель в течение нескольких месяцев расследовала истории женщин, уехавших к исламским террористам. В ее книге — она, кстати, выходила в России под названием «Я была джихадисткой. Расследование в центре вербовочной сети ИГИЛ» (ИГИЛ — террористическая организация, запрещена в России) — была описана тщательная подготовка к расследованию, общение с женщинами, уехавшими к вербовщикам, и причины их отъезда. Однако сама журналистка, конечно, никогда не попадала под влияние обаятельного Билеля, осознавая, что он хладнокровный убийца, а не потенциальный муж. Авторы же решили объединить образ журналистки с героинями ее репортажа.

Из фильма «Профиль» можно сделать вывод, что опасная игра, которую вела журналистка, была мотивирована амбициями, необходимостью платить за квартиру, а еще желанием иметь мужа и детей, что едва не привело к печальному концу. Зрители могут подумать, что тщательные расследования, которые ставят под угрозу жизни сотрудников СМИ, пишутся за три дня и при помощи пары поисковых запросов. Что, поставив цель узнать, как и почему европейские женщины уезжают в самое опасное место на земле и попадают в руки террористов, корреспонденты с легкостью забывают про любые меры предосторожности и открывают свою душу, легко попадая под влияние источников информации. В то же время (и это делает «Профиль» чуточку полезным) картина предупреждает о двух вещах: человека в сети очень легко отследить (пример Мелоди другим наука), и да, не ходите, девушки, в Сирию гулять.

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Подписка на рассылку издательства «Кучково поле».
Свежая информация о книжных новинках и мероприятиях издательства.