ENG

СМИ о нас

Московское метро — подземный памятник архитектуры // AD Magazine (24.10.2016)

24 Октября 2016

Увесистый том «Московское метро — подземный памятник архитектуры» был выпущен к одноименной выставке в Музее архитектуры, которая проходила летом. Но это не каталог, а вполне самостоятельная книга, которая рассказывает о московском метро глубже, основательнее и красочнее, чем это получилось у самой выставки.

610x426_Quality97_650x455_Quality97_01.jpg

Московское метро — тема очень благодарная. С самого начала оно строилось под лозунгом «лучшее метро в мире!» — с привлечением ведущих архитекторов, огромных бюджетов (у нас, оказывается, самое дорогое по затратам на строительство транспортное средство), а еще с немыслимым энтузиазмом трудящихся и под таким же немыслимым давлением власти. Получившиеся в итоге подземные «дворцы для народа» стали одним из самых ярких художественно-идеологических объектов, доставшихся нам в наследство от советского времени, живое воплощение целой эпохи со всеми её перекосами и прекрасными мечтами.

Естественно, что метро уже не раз становилось темой для книг и путеводителей, но издание Музея архитектуры и ИД «Кучково поле» можно смело назвать главной на сегодня книгой об архитектуре метро. Это серьезное историческое исследование и уникальная подборка архитектурной графики: проектные предложения, оригинальные рисунки архитекторов, а также архивные снимки, в том числе и не сохранившихся павильонов.

Книга состоит из нескольких блоков. Сперва рассказана предыстория московского метро, которое появилось существенно позже, чем метро Лондона, Парижа и Берлина и нарочито им себя противопоставило, истории строительства и реставрации станций. Вторая часть — это подробный обзор первых четырех очередей строительства (1935–1954 гг.) с рассказом о каждой станции, а главное — замечательным подбором оригинальной архитектурной графики, из которой можно составить представление о многообразии проектных предложений.

610x415_Quality97_650x443_Quality97_06.jpg

Среди иллюстраций есть самые неожиданные: станция метро «Кропоткинская» (которая строилась как «Дворец Советов») сперва была заставлена горшками с живыми растениями, станцию «Охотный Ряд» чуть было не сделали украшенной рядами атлетов, а наземный павильон «Калужской» (сейчас «Октябрьская») до того, как его обстроили огромным зданием, был совсем небольшой и невероятно нарядный.

После каталога станций идут воспоминания тех, кто принимал и принимает участие в работе над метрополитеном. И под конец съемка фотографа Алексея Народицкого — самые красивые старые станции метро, такие знакомые, но пустые и тихие. Фотографии вставлены отдельной ламинированной вклейкой, эффектные, детальные. Альбом вообще издан с большим вкусом: массивно, солидно, как и положено главной книге о метро.

Из всех архитектурных памятников именно метро — оружие самого «массового поражения» — ежедневно им пользуется от 7 до 9 миллионов пассажиров, все мы так или иначе воспринимаем его «своим». Издание (как впрочем и выставка) задумывалось как один из шагов, направленных на включение главных сооружений московского метро в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

610x377_Quality97_650x402_Quality97_09.jpg

И чуть-чуть книжных цитат о метро в разные периоды:

«Мы привыкли считать все станции сталинской подземки единым дворцовым ансамблем, будто заказанным сверху некой высшей силой, забывая о том, что даже в условиях неимоверно сжатых сроков в начале 1934 года строители метрополитена (в лице Моссовета) объявили конкурс на разработку архитектурных решений станций и их наземных вестибюлей, стремясь получить концептуально разные варианты оформления от маститых академиков и, пользуясь терминологией главного архитектора Метропроекта Кравца, «выявить молодых выразителей среди молодых архитекторов».
Ирина Чепкунова «Три подхода к проектированию метро: 1930-е»

«В дневниковых записях врача скорой помощи А. Г. Дрейцера есть подробное описание военных будней московской подземки: «В 11 вечера вызов в метро „Сокол“. Внизу в 4 ряда на полу лежат люди, больше женщи­ны и дети. Лежат они в определенном порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-раз­ному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят друг к другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов, окруженных болельщиками. Многие чи­тают книги, вяжут, штопают чулки, чинят белье — сло­вом, устроились прочно, надолго. Места постоянные, „абонированные“. По обе стороны туннеля стоят поез­да, где на диванах спят маленькие дети».
Ксения Смирнова «Московское метро в годы войны».

«Удивительно не то, что в 1960-е годы архитектура московских станций изменила свой облик. Этот процесс представляется закономерным, идущим в общем русле смены стилей отечественной архитектуры. Вызывает сожаление тот факт, что борьба с излишествами в метро очистила станции от каких бы то ни было украшений, лишила функционально необходимых помещений — вестибюлей, аванзалов и удобного для пассажиров оборудования — эскалаторов. Стало иным и отношение к проектированию станций.Теперь проектирование метро опустилось в недра закрытых специализированных ведомственных организаций».
Ирина Чепкунова «Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м»

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Подписка на рассылку издательства «Кучково поле».
Свежая информация о книжных новинках и мероприятиях издательства.