ENG

СМИ о нас

Мир — театр. Архитектура и сценография в России // Livelib (07.03.2017)

12 Декабря 2017

Театр во все времена являл собой отдельный захватывающий мир. В этом обширном, проиллюстрированном уникальными снимками и чертежами фолианте впервые рассматривается одновременно эволюция отечественной театральной архитектуры и ее связь со спектаклями, которые шли на сцене в разные эпохи. Прослеживается путь от «комедийной хоромины» царя Алексея Михайловича и пышного имперского классицизма до дерзких авангардных новаций начала ХХ века. Одна из самых интересных глав – «Театр на политической сцене. Театральное здание в советской архитектуре 1930-х годов». Среди множества проектов, спроектированных в то время, – Дворец Советов, Дворец Труда, Накромтяжпром – были реализованы и дошли до наших дней именно театры, функционирующие до сих пор. «На фоне нэповского прагматизма и его внешних «мелкобуржуазных» проявлений возвращение к командным методам управления, форсированная индустриализация и насильственная коллективизация, последовавшие за победой в политической борьбе Сталина и его приближенных, воспринималась к новый поворот к масштабному преобразованию Бытия, как шанс на участие в великих делах и на осуществление грандиозных жизнестроительных планов. Именно в начале первой пятилетки появилась идея строительства типологически новых сооружений – огромных зданий, совмещающих в себе функции театра, стадиона, площади для военных парадов, зала торжественных собраний и множества других мероприятий, необходимых там, где личность должна чувствовать себя частью огромного, организованного и сплоченного единой целью коллектива». 

Поиск новых форм часто проходил в виде масштабных конкурсов. Они осуществлялись в несколько этапов, к участию приглашались лучшие отечественные и даже зарубежные архитекторы. «Появилось особое название – «театр массового действия». Оно родилось не сразу, однако точно отражало отличие задуманного от традиционных храмов Мельпомены и Талии. Здесь очень важно слово «действо». Действо – это не просто игра, обычная пьеса». Одним из таких действ, революционных мистерий, сакрально повторявших великие события, стали массовые празднества в Петрограде «Взятие Зимнего дворца», проходившие 7 ноября 1920 года. В них были задействованы Красная армия и флот, (не обошлось и без самого крейсера «Аврора»), более десяти тысяч статистов и ста пятидесяти тысяч зрителей (порой принимавших участие в событиях). Так спустя три года было продемонстрировано возвращение великого прошлого и закольцевание времени. 

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Подписка на рассылку издательства «Кучково поле».
Свежая информация о книжных новинках и мероприятиях издательства.