VK
ENG
пн-пт: 10.00-18.00
VK

Московское метро: Подземный памятник архитектуры // Fantlab (10.01.2018)

10 января 2018

«Московский метрополитен, ежедневно пропускающий через себя огромные толпы пассажиров, открыл для рядового населения светлые дворцы коммунизма, отделанные гранитом и мрамором, благородной бронзой, драгоценной смальтой и натуральными самоцветами. Покинув утлый мир наверху, убогое жилье в подвале или коммуналке и спустившись по лестнице-чудеснице под землю, советские трудящиеся ежедневно становились частью идеального мира удивительных храмов и чертогов, дающих многообразие культурных и эстетических впечатлений на каждой станции. Серые будни, заполненные нищетой и лишениями, по замыслу идеологов того времени, должна была озарить красота и невиданная роскошь, ставшая повседневной нормой жизни. Товарищ Каганович в своей речи однажды сказал: „Метро дает художественное наслаждение и лучшее самочувствие населению“. Условная плата за проезд подчеркивала, что самое дорогое по затратам на строительство транспортное средство в мире — достояние всего трудового народа, имеющего право наслаждаться роскошью его интерьеров, удобством поездов и быстротой сообщения. Метро в глазах членов социалистического общества являлось моделью светлого будущего: оно уже не за горами — стоит лишь помчаться ему навстречу с невиданной скоростью в комфортабельном вагоне метропоезда».

В красочном издании приводится множество фото метро — причем как современных, так и архивных (многие из узнаваемых элементов станций раньше были другими — не сохранились часть вестибюлей и оформления), проектов станций и павильонов, рассказывается о сталинской неоклассике, творчестве одного из главных создателей Московского метро — архитектора Алексея Душкина, первая станция которого — «Дворец Советов» («Кропоткинская») органично сочетает древнеегипетский стиль с государственным символизмом Страны Советов. Подробно описана не только история строительства метро, но и разработка архитектурных проектов, приводится анализ использованных при оформлении станций элементов и стилей,

В книге описывается, какие цели ставились советским руководством при строительстве метро, помимо утилитарных — и пропагандистские. Метро в 1930-е годы было моделью светлого будущего, демонстрирующего роскошь интерьеров подземных дворцов, доступных всем трудящимся и удобство передвижений. Во время начала строительства московского метро, призванного укреплять веру трудящихся в светлое социалистическое будущее, в СССР развертывалась борьба с религией, называемой «опиумом для народа». Поэтому вместо разрушаемых в стране храмов должны были появиться им на смену новые сакральные пространства — в том числе в метро, служащем наглядным символом идеального мира. «Яркий образ подземного неба создан магическим голубым свечением на станции „Октябрьская“. Целый ряд станций напоминают храмы: торжественные своды „Арбатской“, почти культовое убранство „Комсомольской“, готические витражи „Новослободской“...».

Московское метро стало символом новой — советской культуры — и поэтому станции первой очереди демонстрировали разнообразие трактовок наследия мировой классики, используя при оформлении флорентийскую мозаику, бронзовое литье, сусальное золочение, майолики, резьбу по камню, скульптурные изваяния и фресковую живопись, воочию демонстрируя наглядное существование воплощенной советской утопии.

В тексте подробно рассказывается о первой, второй, третей и четвертой очередях строительства, метро в годы войны, метро после 1955 года, и пути к модернизму: от 1960-х к 1980-м. Одной из первых станций московского метро стала «Арбатская» Филевской линии, открытая 15 мая 1935 года (архитектор — Л.С. Теплицкий). Ее проектное название было «Арбатская площадь».

«Станция „Арбатская“ решена в строгих, простых формах: два ряда мощных колонн прямоугольного сечения поддерживают плоские перекрытия перронного зала. В оформлении станции использованы желтый крымский мрамор для декорирования колонн и глазурованная керамическая плитка бежевого цвета для облицовки путевых стен. Вход и выход пассажиров осуществляется по широким лестницам в конце зала. Наземный павильон, возведенный на месте снесенного в 1934 году храма Тихона, епископа Амафунтского, выполнен в форме пятиконечной звезды с ярусным завершением и внутри перекрыт куполом. Этот купол снаружи переходит в глухой барабан, который должен был служить основанием для скульптурной группы рабочего и красноармейца. Оригинальное решение плана в форме пятиконечной звезды было продиктовано близостью здания Народного комиссариата обороны. Свое наименование станция получила по улице Арбат, название которой встречается уже в XIV веке».

Оригинал статьи

Назад к списку рецензий


Обратная связь
Имя
Телефон*
Заявка на возврат
ФИО*
Адрес доставки*
Телефон*
E-mail
Дата покупки*
Выбрать дату в календаре
Номер заказ*
Причина возврата*
Прикрепить заявление*
Прикрепить чек