ENG

TERRAART: «Сундук артиста» и «Затерянные сказки»

22 Сентября 2016

Во время Московской международной книжной выставки-ярмарки на площадке у Первого микрофона состоялась презентация книги знаменитого актера Алексей Баталова «Сундук артиста».

Это иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. В кино Баталов, будучи подростком, впервые снялся в годы Великой Отечественной войны – в фильме «Зоя». Потом была школа-студия МХАТ, куда приходили прославленные мастера театра – Качалов, Москвин, а сами студийцы ходили в гости к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.

Алексей Владимирович обращается и к другим сторонам своего творчества, например к работам художника – среди его натурщиков были не только родственники, но и Анна Андреевна Ахматова. В текст книги включены и его сказки, «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей», как утверждает сам автор.

Но основная часть издания посвящена кино, в том числе фильмам, которые уже стали киноклассикой. Баталов повествует о том, в 60-е годы прошлого столетия в мировом кинематографе появился так называемый широкий формат, который решили освоить и в СССР и в производство были запущены два детских фильма – «Айболит» с Роланом Быковым и «Три толстяка» по повести Юрия Олеши.

Во второй картине Баталов стал не только сценаристом, режиссером, но и исполнителем роли канатоходца Тибула, причем главной сценой для его героя был проход по проволоке над площадью на высоте четвертого этажа. Оборудование для комбинированных съемок не было закуплено, и Баталову пришлось самому срочно учиться ходить по канату.

А одна из известнейших ролей Баталова досталась ему почти случайно. «Я уже работал во ВГИКЕ, куда меня в свое время позвал Сергей Бондарчук, когда Владимир Меньшов предложил мне принять участие в его фильме «Москва слезам не верит». Поначалу я отказался, и только упрямая увлеченность Меньшова и стремление тут же увязать все мои трудности с планом съемок решили дело. Кроме того, он замечательно придумал, что Гоша – это синтез моих прошлых ролей: помесь физика (он работает с учеными) и рабочего – золотые руки (вроде Журбина). Но главное, картина без экспедиций, всего один выезд за город. Так что моей работе в институте это не мешало, и я согласился». В тот момент никто не предполагал, что картина станет одним из самых популярных в СССР фильмов, а потом получит «Оскара».

Также на презентации была представлена книга дочери артиста – Гитаны-Марии Баталовой – «Затерянные сказки». Красочное издание содержит поучительные истории о самых разных людях, чудесах и диковинках. Так в сказке «Скупец» описан жадный торговец, который никогда не помогал никому, но мечтал стать самым уважаемым купцом. Ради этого он был готов на что угодно. И вот однажды ему встретился странный человек-ящер, который обещал помочь исполнить заветное желание. «На следующий день он уже был в Москве. Всюду, где купец ни появлялся, встречал почёт и уважение. Купец Савелий вывозил сани на широкие площади и давай голосить, расхваливая свой товар. Среди людей то здесь, то там купец замечал человека-ящера. Тот был намного выше людей, но для них оставался невидимым и бестелесным. Человек-ящер, подметив важных горожан, раз – и обернёт их в сторону саней купца Савелия». Но успех оказался недолгим, а расплата жестокой. В сказке «Тайна Петрушки» повествуется о князе и коварном чародее, который давал нехорошие советы, и однажды превратил шустрого скомороха в блестящую игрушку, большеголового Петрушку. В «Золотом колокольчике» рассказывается о поединке князя и его ополчения с крылатым змеем. Книга проиллюстрирована работами художницы Марины Миллер.

По материалам TERRAART

Назад к списку новостей

Подписка на рассылку издательства «Кучково поле».
Свежая информация о книжных новинках и мероприятиях издательства.